Мошенник на пороге
Парадокс, но сколько бы не рассказывали правоохранительлные и надзорные органы на страницах СМИ о способах обмана и путях, как их избежать, число попавшихся на удочку мошенников не уменьшается. Практически в каждом сообщении об очередной жертве аферистов присутствует фраза «Потерпевший пояснил, что знал о подобных способах обмана…», но знать и применять на практике — далеко не одно и то же.
Давайте еще раз рассмотрим несколько жизненных ситуаций, в которых слово «нет» может стать спасительным.
Нет №1. Никогда не пускайте в квартиру посторонних, если Вы не вызвали их сами (к примеру, мастера по ремонту телевизора или слесаря ЖЭУ).
Часто граждане, особенно в силу преклонного возраста, доверчивы и порой наивны. На это и рассчитывают нечестные на руку люди, которые проникают в квартиры под различными предлогами. После визитов многие отдают свои последние сбережения за некачественные товары или услуги.
Ассортимент товаров и услуг, реализуемых такими способами, широк – косметическая продукция, медицинские приборы, пылесосы, БАДы, фильтры для очистки воды, посуда, замена и поверка приборов учета и др.
Нередко продавцы берут на себя роль представителей органов государственной власти, используя фальшивые удостоверения и апеллируя тем, что пенсионер попал под действие некой государственной программы адресной помощи.
Нет №2. Не раскрывайте свои личные данные.
Бережно относитесь к своим персональным данным и документам. Не следует отдавать в руки чужим людям паспорт, никогда никому не называть данные банковской карты: пин-код и СVV (трехзначный код на обратной стороне карты).
Нет №3. Не перезванивайте по номеру, поступившему по SMS, если не уверены в отправителе.
Если Вы получили сообщение о блокировке карты или списании денежных средств, не перезванивайте по указанному в SMS номеру! Чтобы узнать обо всех операциях, перезвоните по номеру, указанному на ВАШЕЙ банковской карточке, сходите в банк лично и проверьте баланс через банкомат/онлайн-банк.
Нет №4. Говорите «нет» торговцам, которые настаивают на немедленном приобретении их продукции.
С осторожностью приобретайте у людей, занимающихся квартирным сетевым маркетингом, продукты, мелкую бытовую технику – товары могут не соответствовать обязательным требованиям, а их цена, как правило, завышается в десятки раз. С осторожностью посещайте бесплатные демонстрации косметологических услуг (массаж, «пилинг», уход за волосами и т.д.) с настойчивыми рекомендациями «местного» врача, презентации косметики с «исключительными» свойствами. Продавцы таких товаров и услуг, услышав о недостатке денежных средств, убеждают граждан заключать кредитные договоры на крупные суммы. Документация по таким сделкам часто сложная и запутанная, напечатанная мелким шрифтом. Продавцы настойчивы и торопят с подписанием договора.
Нет № 5. Ничего не подписывайте, не изучив досконально условия договора.
Внимательно изучите документы, не подписывайте, не прочитав и не поняв предварительно их содержание. Прежде, чем приобрести товар или услугу следует:
— продумать вопрос о необходимости покупки;
— ознакомиться с инструкцией;
— внимательно изучить все имеющиеся у продавца документы;
— потребовать от распространителя демонстрации его работы;
— проконсультироваться с сотрудниками компетентных организаций;
— посоветоваться с родными и близкими.
Помните, что потребитель свободен в заключении договора, а понуждение к заключению договора не допускается.
Если Вы или Ваши близкие все же подписали договор с недобросовестными продавцами или исполнителями услуг, то следует помнить, что за защитой своих прав Вы можете обратиться в Роспотребнадзор.
Подготовлено по материалам управления Роспотребнадзора по Пензенской области.
Другие полезные советы и лайфхаки Вы можете найти здесь.